Сенсорная интеграция

Комментирование отключено.

Организация занятий по сенсорной интеграции для детей с расстройствами аутистического спектра в оборудованном зале.

Нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий.

Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия.  С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.

При условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Для детей с аутизмом понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь.

В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств, поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

  1. ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;
  2. ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми активно используется метод сенсорной интеграции. Этот метод был разработан американским трудотерапевтом  Джин Айрес (Jean Ayres), 1920-1988 г, и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он также нашёл своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, гиперактивность; в лечении неврологических и дементных взрослых больных.

В России проблема сенсорной интеграции детей с нарушением аутистического спектра стала изучаться сравнительно  недавно. Многие специалисты в области коррекционной работы с детьми опирались в основном на зарубежную литературу, посвященную этой проблеме. Сейчас, у нас в стране проводится много семинаров, направленных на изучение данной проблемы и подготовку специалистов для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Во многих коррекционных учреждениях открываются сенсорные комнаты и сенсорные уголки, направленные на реализацию методов сенсорной интеграции.

Сенсорная комната  представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Каждая сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

Одно из перспективных направлений работы АНО «Инклюзивный Центр Раннего Развития «Росток Надежды» — организация работы сертифицированных специалистов по методике сенсорной интеграции в оборудованном зале.

 

Комментирование отключено.