Какие есть способы и приемы вызывания речи?
Проблема задержки речевого развития, в том числе и у неговорящих детей, становится всё более актуальной. Речевое развитие ребёнка должно проходить все этапы речи: в 2-3 месяца – гуление, в 6-8 месяцев – лепет, в 1 год – около 10 слов, к 2 годам активный словарь должен составлять уже около 300 слов, а в 3 года — достигает 1 000 слов.
Что же делать, если у ребенка практически нет речи к 3-5 годам, или он говорит около 10 непонятных окружающим слов?
— Срочно обратиться к хорошему врачу-неврологу, сделать необходимые обследования и определить маршрут дальнейших действий;
— Подобрать грамотных специалистов, работающих с задержками речевого развития;
— И обязательно подключаться самим, работать над запуском речи и самое главное «разговаривать» с ребенком.
На третьем пункте остановимся поподробнее и ответим на вопрос: «Что значит «разговаривать» с ребенком?» в нашем случае.
Одним из самых важных моментов в работе с безречевыми детьми является создание потребности у ребенка подражать слову взрослого и поэтому необходимо создать условия, в которых у него появится желание произносить или повторять одни и те же звукосочетания неоднократно. И здесь приведем конкретные примеры, которые можно применять в повседневной жизни:
1.Необходимо ребенка научить подражает звукам, крикам птиц и животных: «ав», «му», «ко-ко» и т.д.. Цепочка этих звукоподражаний должна удлиняется до 3-4 слогов: «ав-ав-ав», «ко-ко-ко» и т.д.
В этот период нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное – чтобы он говорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов. Активизация речи детей или вызывание речевого подражания будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательными будут взрослые.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами, научить подражать движениям рук, ног, головы и т.д.
2.Нужно проводить дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.
Детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь, потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у» (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок), «уа» (плачет ляля) и т.д.
3.Обязательны упражнения для губ и языка. Например, сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»), попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы, облизать губы, показать, как кошка лакает молоко, сделать «уколы» в каждую щеку, «почистить» зубы языком, пощелкать языком и т.д.
4.Необходимо вызвать у ребёнка аморфные слова, то есть ребёнок произносит слова, звукоподражания, как он умеет, как у него получается. Подбираются звукосочетания исходя из возможностей ребёнка. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му»), у других – задненёбные («ка-ка», «га-га»), у третьих – переднеяэычные («ди-ди», «ти-ти»). Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произнести эти звукосочетания: то тихо,
5.Всегда предлагать детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки) и всегда допускать искажения и замещения звуков — мяч или мячик: («аги»), гриб или грибок («гт»), дом или домик («оми»), кубик («ку»), машина («сина»), самолет («атё»), пароход (охоть») и т.д.
Для активизации речи рекомендуем использовать игры: «Магазин» (дети покупают игрушки, предметы), «Узнай новую игрушку» (дети называют неожиданно появляющеюся игрушку, которую от него спрятали), «Расставь игрушки, как я скажу, а потом назови их», «Кто быстрее принесёт игрушку», «Подскажи нужное слово» (взрослый читает стихотворение, а дети подсказывают рифмующееся слово, при этом, если ребёнок не понимает какое слово необходимо добавлять, можно положить для подсказки предмет, картинку, или нарисовать и раскрасить самим все подсказки).
6. Вызывать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов «где», «дай», «на», «вот», «тут» и т.д.
Например:
— Где мячик? («де мя?») – Вот мячик («оть ати»).
— Где машина? («де сина?») – Вот машина («оть сина»).
— Дай машину («дя сина», «дя си»).
7.Научить ребёнка выражать свои желания словесно:
дай пить («дя пи»), хочу пить («атю пи»), дай ещё («дя исё»), хочу гулять («атю гуя»), мама, идём («мама дём»), идем гулять («дё гуя»), идём домой («дё амо»)
Но, во что самое главное во всей этой совместной деятельности? Так это эмоциональная вовлеченность и открытость взрослого, искреннее желание общаться с ребенком и огромное терпение.
И еще. На этом этапе не в коем случае нельзя корректировать и поправлять ребенка – любое его произношение звуков считать идеальным. И тогда успех обеспечен и в результате всей проделанной работы на этом этапе формирования речи, дети научаться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями, пассивный словарь увеличится и улучшится понимание обращенной речи.
Проект “Территория речи” и занятия в “Школе для родителей” реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.