Мотивация – какая она?
Родители часто обращаются к психологам с вопросом, как заставить ребенка играть, учиться, убираться, умываться и т.д., и это можно перечислять бесконечно. Все просто: его нужно мотивировать. И сейчас мы попробуем разобраться, как у детей работает мотивация и откуда она берется.
Мотивация – это импульс, заставляющий человека что-либо делать. Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости формируют положительную мотивацию, а ругань, наказания и низкие оценки — отрицательную.
В отличие от внешней мотивации, внутренняя — это когда сам так решил, когда самому важно это сделать. Например, занятия спортом ради удовольствия – внутренняя мотивация, ради участия в соревнованиях – внешняя.
Одна из самых острых проблем в современном родительстве — проблема мотивации ребёнка. Ведь все мамы и папы знают, как порой бывает сложно ребёнку что-то делать. Заставлять не хочется — ведь это прессинг и давление, но как при этом вызвать у детей желание действовать самостоятельно — непонятно. Что же такое детская мотивация, как она работает и как её активизировать?
Что может помочь мотивировать ребенка?
1.Совместная деятельность
Вместе — не так скучно. Не секрет, что некоторая деятельность детям кажется неинтересной, нудной, трудной… Делая что-то вместе, можно подсказать, как сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы, которая у ребенка не получается. Постепенно ребенок поймет, что рутина идет рука об руку с интересным и занимательным, и что скучную работу лучше не затягивать.
2.Поощрение и одобрение
Здесь главное не переборщить, иначе малыш привыкнет к тому, что любая его деятельность оплачивается, и начнет и посуду мыть за деньги, и школу посещать только ради нового айпада, обещанного ему в конце четверти за хорошие оценки. Тем не менее, поощрение – отличный способ мотивации, ведь взрослые люди тоже работают в основном ради денег.
3.Утешение и поддержка
Входить в положение, помогать и поддерживать тогда, когда не получилось, не постарался, провалил — такое запоминается надолго, особенно если родители утешили поездкой, прогулкой, походом в кафе. Уже готовясь махнуть на все рукой, ребенок поверит в себя, но это в том случае, если для него изначально был важен результат.
4.Свобода выбора
Мотивация для человека любого возраста – свобода выбора. Предлагайте ребенку самому решать, когда ему убираться, когда выполнять домашнее задание, какую одежду одевать. Договоритесь, что вам важно, чтобы эта деятельность была выполнена.
5.Внутренняя мотивация
Дети часто хотят чего-то, думая, что быстро научатся, и не желая, например, тренироваться три раза в неделю по два часа, быстро теряют запал, потому что успехов пока нет! Стоит поддержать мотивацию ребенка, научить получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил песню, нарисовал один рисунок, забил гол, подтянулся и т.д.) которые грели бы душу в период, когда опускаются руки и обязательно подкрепляйте это эмоционально, что бы ваша реакция отличалась от повседневных реакций.
6.Справедливость
Очень часто не хочется вести себя прилично, когда другие дети ведут себя, как хотят. Чувство справедливости может создать мотивацию, когда оговорены и права, и обязанности! Если живут в квартире все, то и убирать, и мыть посуду по мере возможностей тоже должны все — это справедливо, как и то, что если полдня сидел с сестренкой, то имеешь право поиграть в любимую игру, чтобы никто не отвлекал и не трогал. Если мама помогала с поделкой в школу, то имеет право отдохнуть вечером — справедливо, что дети сами накроют стол к ужину и уберут.
Но, необходимо отметить, что иногда отказ от деятельности заключается не в отсутствии к ней интереса, а в реальной преграде. Это может быть страх, стеснение, неуверенность в своих силах. В этом случае необходимо сначала устранить преграду, создать такие условия, в которых ребенок не будет стесняться или бояться, и тогда мотивация к деятельности вернется.
Проект «Территория речи» и занятия в «Школе для родителей» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.