Неговорящие дети. Почему их становится все больше?
Телефоны, игровые симуляторы, компьютеры, телевизоры, камеры, искусственный интеллект, онлайн обучение и многое другое – это веяния сегодняшнего времени. Они ускоряют прогресс, позволяют быстро обмениваться информацией, получить ее в большом объеме здесь и сейчас, насладить мозг яркими образами и картинками. Они ускоряют одно и замедляют другое – нашу речь. Она просто перестает быть так нам необходимой. Но, давайте вернемся к вопросу: «Что такое речь?», ведь это не просто слова, которые произносит наш артикуляционный аппарат. Речь — это важнейшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память, мышление и многое другое. Речь – это индикатор уровня развития человека, как интеллектуального, психофизического, так и эмоционального.
Сегодня в геометрической прогрессии растет количество детей с задержками речевого развития. И вопрос почему так происходит волнует все больше и больше родителей.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что в предыдущих поколениях детей, нашем генофонде, не было такого большого количества заболеваний нервной системы и психики в целом. Да, дифференциальная диагностика, углубленный мониторинг, медицина шагнули вперёд, но есть и «побочные реакции». В результате применения новейших медицинских технологий сниженную от природы репродуктивную способность некоторых людей получилось увеличить. Вследствие этого родителями становятся люди со ослабленным здоровьем. Также появилась возможность выхаживать детей с минимальным весом при рождении. Все это увеличило риск рождения детей с множественными патологиями, в том числе и речи.
Раньше поколения детей были здоровее, потому что развивались в естественной природной среде. Шло развитие, а не стимуляция сенсомоторики, гнозиса, праксиса, умственных способностей и поэтому процент детей с проблемами речи был значительно ниже, так как от современных реалий отличались и условия.
А сегодня еще и сильно изменились родители. Среди молодых родителей бытует мнение, что у современных детей и речь стала формироваться позже, чем у старшего поколения, мол, после 3-х лет разговорится и это нормально… Отвечаем: «Это не нормально. Не нужно ждать, нужно действовать. И действовать сразу, как только появились сомнения, что ребенок развивается по норме».
Нам, как специалистам становится понятно, что количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, с каждым годом будет только увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. Вот и сейчас мы, специалисты, ждём на занятия поколение детей с нарушениями речи вследствие гипоксии и кислородного голодания, как последствий коронавирусной изоляции, локдауна.
Мы оказываем комплексную медико-психолого-педагогическую помощь детям от 0 до 18 лет, имеющим особенности в развитии Мы входим в реестр поставщиков социальных услуг и имеем возможность принимать детей на бесплатную реабилитацию. В нашем штате есть великолепный врач-невролог Зенкина Светлана Владимировна, логопеды-дефектологи, психологи, поведенческие аналитики, нейропсихологи, инструкторы АФК и ЛФК, специалисты по сенсорной интеграции и АВА-терапевты. Мы постоянно растем и развиваемся, и идем в ногу со временем. А еще, все наши проекты поддерживает Фонд президентских грантов. Вот и последний проект «Территория речи: оказание комплексной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья в сфере развития речи и коммуникативных навыков», реализованный на базе центра в городе Краснодар, принес свои плоды и результаты. Благодаря проекту и Фонду Президентских грантов в этом году мы определили приоритетные направления нашей деятельности. А именно: открытие службы ранней помощи от 0 до 3 лет, создание школы родителей и реализация комплексных программ для «неговорящих» детей, включающих в себя аппаратные методики и психолого-педагогическое сопровождение. Мы всегда рады помочь вам и вашим детям.
И самое главное, в качестве послесловия… Дорогие родители, никакие гаджеты, многочисленные кружки и секции не способны заменить ребятам живое общение. Правильная, хорошо оформленная устная речь формируется только в процессе речевой практики и естественного общения ребенка со взрослыми. Общение с родителями и родственниками, дружба со сверстниками делает детство полноценным, нервною систему крепкой, а речь красивой и правильной.