Как общаться с особенными детьми?
Принципиальных различий в том, как общаться с людьми разных возрастов с инвалидностью, нет. Зато есть универсальные правила инклюзивного этикета, созданные людьми с инвалидностью, — они помогут избежать неловких ситуаций в общении. В первую очередь они касаются терминов. Лучше избегать деления на «здоровых детей» и «детей-инвалидов» — корректнее говорить о «ребенке с инвалидностью» и «ребенке без инвалидности». Это общее правило касается всех людей с особенностями: сначала человек, потом диагноз.
«В мире есть два основных подхода к пониманию инвалидности: медицинский и социальный. Долгое время в нашей стране был распространен медицинский взгляд — отсюда привычное многим деление на «инвалидов» и «здоровых». Между тем такой ярлык (как и многие другие, с самого детства сопровождающие людей с особенностями) закрепляет стереотипное представление о неполноценности людей с инвалидностью и может быть воспринят негативно. Сегодня все более распространен подход, в котором инвалидность — это не медицинский диагноз, а социальное явление».
Часто, встречая ребенка с инвалидностью, мы говорим о нем в третьем лице и обращаемся к сопровождающему взрослому: «Можно дать ему яблоко?», «А она у вас умеет читать?» Поступая так, мы отказываем маленькому человеку в субъектности, игнорируем его или подчеркиваем, что он — не такой, как другие. Поэтому всегда лучше говорить с самим ребенком и дать ему возможность ответить. Некоторым детям для коммуникации может понадобиться чуть больше времени — например, детям с синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра (РАС). Так что в общении с ними тоже нужно терпение и некоторый навык.
Главное правило для успешной коммуникации — говорить простыми и короткими предложениями. Не нужно пытаться дать слишком много информации сразу или обсуждать несколько тем одновременно. Лучше сначала закончить одну тему и только потом переходить к другой. Это касается и письменного общения.
Получить представление о препятствиях, которые приходится преодолевать ребенку во время общения, можно с помощью простого упражнения. «У людей с синдромом Дауна, например, осложнена работа голосовых связок, поэтому им трудно говорить. Попробуйте сделать это, положив в рот несколько кусочков маршмеллоу, — уже через 10 секунд общаться становится тяжело. Приблизительно такие ощущения испытывает человек с синдромом Дауна, когда разговаривает, поэтому его нельзя перебивать, вставлять собственные слова и фразы. Лучше подождать, пока собеседник закончит мысль, даже если это дается ему с трудом. Еще дети с синдромом Дауна очень любят обниматься — причем иногда даже с незнакомыми людьми. Так что при общении с таким ребенком нужно быть готовыми к тому, что он может неожиданно подойти и обнять вас посреди беседы.
А вот для большинства детей с аутизмом тактильный контакт, наоборот, неприятен — порой настолько, что прикосновение может причинять физическую боль. Также люди с РАС часто не переносят сильных запахов, поэтому перед встречей лучше не увлекаться парфюмом и избегать острой пищи. Далеко не все дети с аутизмом во время общения смотрят собеседнику в глаза — зрительный контакт также вызывает у них физический дискомфорт, так что не нужно на нем настаивать. Если вы говорите с ребенком, а он смотрит на стену, на потолок или в окно, это значит, что он вас сейчас слушает. И наоборот: если ребенок с РАС смотрит вам в глаза, вполне вероятно, что он вас не слышит, и продолжать разговор сейчас не стоит.
Общаясь с ребенком с аутизмом, позвольте ему совершать стереотипные действия — от этого зависит его психологический комфорт. Например, ребенок не может успокоиться, пока не откроет и закроет несколько раз входную дверь или не обернется несколько раз вокруг своей оси перед тем, как войти в комнату. Некоторые дети с аутизмом любят подкидывать игрушку во время разговора. Словом, стереотипии могут быть самыми разными, но если ребенка прервать, то будет нарушено его эмоциональное равновесие, и он может бурно отреагировать на такое вмешательство.
Если вы встретили ребенка на коляске? Если взрослый человек на коляске приходит с сопровождающим, то в первую очередь лучше поздороваться непосредственно с человеком на коляске. Если на коляске передвигается ребенок, этикет будет зависеть от ситуации.
Для комфортного общения лучше присесть на стул, чтобы ваши глаза и глаза собеседника были на одном уровне. Тем более что ребенку в некоторых случаях может быть физически трудно смотреть на вас снизу вверх. Говоря об этикете инклюзивного общения, нельзя забывать о границах личного пространства. Коляска (как и белая трость у незрячих) — часть этого пространства, практически продолжение тела, поэтому ни в коем случае нельзя прикасаться к этим предметам без спроса.
Если вы хотите предложить помощь человеку с инвалидностью, для начала спросите, нуждается ли он в ней, — чаще всего он вовсе не так беспомощен, как кажется со стороны. Если вам ответили утвердительно, уточните, какого рода помощь требуется и как лучше ее оказать. Человек в коляске всегда может подсказать, как с ней обращаться. Если вы что-то не поняли или не уверены, как себя вести и какие слова использовать, — не стесняйтесь спросить об этом собеседника с инвалидностью. Это лучше, чем если он заметит вашу неловкость или услышит от вас обидное для него выражение.
Сложность налаживания контакта с особыми детьми часто возникает как у знакомых, друзей семьи, так и у ближайших родственников. Зачастую это сопровождается страхом сделать что-то не так. Между тем, подобные страхи необоснованны. Напротив, они могут навредить, вызвать проблемы с дальнейшей социализацией ребенка в обществе.
Окружающие не всегда понимают, что перед ними человек с особенностями развития, если нет явных визуальных признаков этого, например, инвалидной коляски. Встретив в общественном месте ребенка с неправильным, на ваш взгляд поведением, задумайтесь, возможно, он болен, а не плохо воспитан.
Опытные родители применяют разговорные шаблоны или визитки, объясняющие происходящее — «Это Вася. Ему страшно ездить в автобусе и поэтому он кричит. Спасибо, за терпение». Однако даже если нет никаких разъяснений, проявлять чрезмерное внимание к ситуации и, тем более, высказывать критические замечания, не стоит. Правильнее всего будет никак не реагировать либо предложить свою помощь.
Если вам приходится общаться с таким ребенком, делайте это спокойно, не повышая голоса, без активной жестикуляции. Формируйте предложения четко, избегая пространственных конструкций. Есть и запретные темы, например, нетактично затевать разговор о недуге, сочувствовать, оперировать опытом и определениями — «больной», «аутист», «паралитик», «а вот в нашем дворе тоже есть такая семья».
При адекватном отношении к детям с ограниченными возможностями, они с легкостью пойдут на контакт, станут верными друзьями и интересными собеседниками. А обеспечить комфортное общение с ними несложно, если правильно подобрать подход и соблюдать простые рекомендации.
Проект “Территория речи” и занятия в “Школе для родителей” реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.