О сенсорной интеграции
Прежде всего, давайте разделим понятия. Кому вообще необходима сенсорика — это одно. А сенсорная интеграция — это терапевтический метод, у которого есть узкие четкие конкретные цели и задачи. То есть это определенный инструмент.
А вообще сенсорика, т.е. ощущения и внимание к ним — это то, что свойственно любому человеку, пока он живой. Пока тело человека живо, оно ощущает, и человек может эти ощущения воспринимать, обрабатывать, интегрировать и использовать.
Поэтому сенсорика, в смысле внимания к ощущениям, необходима каждому человеку. И у каждого из нас есть свой сенсорный профиль, или набор ощущений, свои особенности восприятия, трудности в чем-то. Здесь нет стандарта, по которому оценивается норма — правильно ли человек ощущает и воспринимает. Тут вопрос только в том, мешает ли ему в жизни тот набор восприятий, с которым он живет.
Если какая-то особенность ощущений мешает человеку быть эффективным в жизни, например, мешает коммуникации, если у него возникают непредсказуемые эмоциональные вспышки, или наоборот, он находится в постоянной сенсорной защите и из-за этого не может выйти к людям — то это как раз то, что ему мешает. И тогда ему нужны терапевтические занятия, которые помогут настроить все сенсорные системы.
Но и тут есть нюансы. Сенсорные занятия могут проходить индивидуально, когда специалист работает напрямую с ребенком и помогает этой интеграции произойти. Бывает, что занятия проходят в парах или даже в группах, и тогда у детей гораздо больше самостоятельного опыта, самостоятельного поиска. И тут уже можно говорить как про сенсорную интеграцию, так и про отход от нее и переход в сенсорную игру, сенсомоторную коррекцию. Это немного другие занятия с другими целями. Но они тоже все строятся на основе сенсорики работы с телом. Здесь все методы перекликаются и могут использоваться вместе, в зависимости от задач, которые ставит специалист.
Так, основной критерий — мешает ли ребенку тот набор ощущений, с которыми он живет, — является ли он препятствием к коммуникации, социализации, развитию, саморегуляции, способности обучаться и двигаться.