Многие школьники стесняются признаться, что они медленные читатели и предпочитают вообще избегать чтения. Неспособность читать ухудшает их шансы на использование интеллектуального потенциала и часто это ограничивает их успехи в школе. Таких детей со временем исключают из школы или они никогда не окончат её, чтоб избежать унижений, только потому, что их чтение не развито до определённой скорости. Чтение является сложным процессом, требующим, чтоб наши уши и глаза работали одновременно. Как только глаза видят букву, уши регистрируют соответствующий звук.

Другими словами, вестибулярный аппарат ведёт глаз от одной буквы к другой, а улитка внутреннего уха (кохлеа) переводит буквы в звуки. В идеале, оба эти действия должны проходить одновременно. Проблемы чтения начинаются тогда, когда задержка во времени становится слишком большой в синхронизации глаз и ушей.Если мы углубимся больше в детали, то можно измерить длину каждого звука по времени. Например, чистая гласная ” ааа..” может растянуться на 100 миллисекунд. Начальная вибрация согласной “Б” в звуке “Ба” имеет, длину около 40 миллисекунд до перехода к “а”. В другом случае “м” в слоге “ма” длится 100 миллисекунд до “а”.

Кроме того, звук связывается с другим звуком и переход от одного звука к другому должен быть быстрым. В таком случае, уши должны постоянно перестраиваться к быстрым изменениям. Когда уши не могут обработать звуки достаточно быстро, то последующие звуки не могут быть распознаны должным образом. В этом случае задержка ухудшает синхронизацию между глазами и ушами. В результате звук не совпадает с графическим образом буквы, а без звука, буквы не имеют смысла.

Часто для детей с дислексией чтение является отчаянным процессом угадывания букв и надеждой на чудо, что произнесённая буква совпадёт с написанной. Немало важен тот факт, что каждый звук соответствует конкретному диапазону частот.

Проблемы чтения, скорее всего, происходит потому, что ребёнок не способен автоматически и правильно анализировать разницу в тональностях (частотах). При проведении аудио теста у ребёнка можно выявить неспособность уха к правильному различию фонем (обертонов).

Сложность обучения чтению заключается в неумение различать близкие по звучанию звуки в определённом диапазоне частот. У ребёнка общий слух не нарушен, но не хватает точности в восприятии информации.Программа коррекции дислексии включает в себя, стимуляцию головного мозга, и работу с микрофоном по речевым лентам. Ребёнок начинает лучше различать тональность, улучшается фонематический слух. В коррекционной работе дополнительно используется методика обучению чтению и чистописанию.

Симптомы дислексии

Если посмотреть клиническим взглядом на человеческое общение, то можно заметить, что наши органы (нос, глаза, уши, кожа и язык) посылают импульсы с информацией в нервную систему и мозг. Импульсы заставляют функционировать наши моторные и речевые органы для общения. Когда весь наш организм в хорошей форме, то возникает потрясающая динамика и чем лучше работает наша система, тем лучше мы прогрессируем.Но, если в этом утончённом механизме какая либо часть даёт сбои, то всё начинает рушиться.

В результате нарушение слуха, ведет к нежеланию коммуникации.Ребёнок с дислексией сразу выделяется в группе. Не нужно дожидаться проблем в учёбе, чтоб это заметить, так как нарушенная коммуникация сражу же, влияет на поведение.

Допустим, во время перемены ребёнок не может сосредоточить свои мысли на одной игре и поэтому часто держится в стороне от других.Например: если мяч покатится в его сторону, то он не решается кинуть его обратно. Более того игры быстро ему надоедают и в результате этого дети не желают с ним общаться. Когда после перемены дети возвращаются в класс, то часто это выглядит так, как будто он заново ищет своё место в классе и часто садится сзади, чтоб быть не замеченным.

Если его вызывают к доске, то для этого ребёнка нахождение перед классом вызывает дискомфорт. Он берет мел левой рукой или колеблется между левой и правой рукой. Он держит так усердно свой мел, что почти не может им писать из-за чувства паники. Эта беспомощность указывает на дисбаланс его нервной системы. Вестибулярному аппарату внутреннего уха не удаётся координировать правильные движения, что в результате влияет на его мелкую моторику.Ребёнку не удаётся четко манипулировать карандашом, и лист бумаги лежит в неправильном положении. Таким образом, он пишет неустойчиво и давит очень сильно карандашом на бумагу.

Вследствие чего заметно сходство между его общим поведением и неуверенностью в элементарных навыках таких как: правописание, чтение и счёт. Нарушенное произношение детей: шепелявость, смешивание звуков “к” и “г”, “п” и “б”, “т” и “д” – является признаками снижения слуха на определённых частотах.Из-за затруднений со слушанием, голос дислексика звучит монотонно, бесцветно, иногда очень низко, без мотивации и совсем не оживленно. Изучая слух, можно очень много узнать каким образом, ребёнок воспринимает окружающий мир.

Характерные признаки дислексии:

Графомоторный навык :

✔ Форма и порядок букв кажутся изменёнными или перевёрнутыми.

✔ Ошибки правописания.

✔ Буквы или цифры находятся в движении: исчезают, увеличиваются или сокращаются.

✔ Пунктуация и заглавные буквы пропускаются.Слух:

✔ Неправильное звукопроизношение.

✔ Ребёнок слышит звуки, которых нет.

✔ Ребёнок как будто не слышит, что ему говорят.

✔ Звуки кажутся мягче, сильнее, отдалёнными или приближенными, чем они являются на самом деле.

Равновесие, движение:

✔ Головокружение во время чтения.-

✔ Плохая ориентация.

✔ Ребёнок очень подвижен.

✔ Проблемы с правописанием.

✔ Нарушения равновесия и координации.

Время:

✔ Проблемы с изучением счёта.

✔ Затруднение в понимании времени.

✔ Ребёнок чрезмерно мечтателен.

✔ Ребёнок быстро теряется мысль.

✔ Затруднение в расставление вещей в правильном порядке.