АВА-терапия

Комментирование отключено.

Для детей с аутизмом чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА.

Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе.

Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипы.

Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет), освоить речь. Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

В результате работы по данной методике у детей улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению.

Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты.

Таким образом, АВА – это наука о поведении, основа для проведения вмешательства, направленного на изменение социально-значимого поведения человека. Целью поведенческого вмешательства является формирование и развитие важных социальных, речевых, учебных и других навыков, преодоление преград на пути обучения и развития.

Для того, чтобы вмешательство было эффективным необходима командная работа. Кто же входит в эту самую команду? Во-первых, сама семья, во-вторых, специалист или специалисты, непосредственно работающие с ребенком – АВА-инструкторы (тераписты), в третьих – куратор и/или супервизор.

В центре “Росток надежды” есть возможность заниматься под руководством куратора по индивидуальным программам. Так о своей работе отзывается поведенческий аналитик и консультант центра – Софья Николаевна Омелечко: “Когда родители впервые сталкиваются со словом «аутизм», в их жизни происходит настоящий переворот. Все семьи переживают этот момент по-разному, но всем нужны силы для того, чтобы начать действовать. С одной стороны, устройство современного информационного пространства облегчает нам задачу по поиску нужной информации, с другой – становится сложно разобраться какой информации доверять.

Я сама на себе испытала это, когда 9 лет назад начала разбираться, как помочь своему сыну с которым «что-то не так». Я с опаской рассматривала разные предложения «исцеления от аутизма», «вывода из спектра», «очистки программы рода» и пр. Прошло почти десятилетие, но и сегодня родителям никто не предлагает готового решения. Нет готового государственного сервиса построения маршрута семьи с ребенком с особенностями в развитии. Появляются только первые «проблески» на этом непростом пути. Этому способствует работа различных фондов, родительских и профессиональных сообществ.

Зачем нужны кураторы и супервизоры? Система наставничества и супервизии уже давно пришла во многие помогающие профессии, используется она и в работе поведенческих специалистов. У нас в стране нет пока механизмов, которые бы регулировали деятельность поведенческих специалистов. Однако и у первопроходцев в этой области в других странах система сначала «самоорганизовалась», а потом выходила на государственный уровень. Этот же путь сейчас проходим и мы.

Как организованна работа команды? Давайте разберем на примере школы. Есть учитель, который непосредственно работает с детьми, есть руководитель методического объединения, есть заместитель директора по учебной части – они проверяют рабочие программы учителя, им учитель сдает большое количество документации: мониторинг качества обучения, отчеты и т.п. – то есть в образовательном процессе задействовано большое количество профессионалов, система контролирует процесс

В чем заключается работа куратора? Во время работы по реализации поведенческой программы нам тоже необходимо выстроить систему контроля качества и взаимодействия. В этом и заключается организующая роль куратора, специалиста, который составляет программу вмешательства, проводит мониторинг работы по ней, вносит в нее необходимые коррективы, консультирует родителей и инструкторов. Куратор может быть одновременно и супервизором, если у него есть для этого необходимые компетенции, или он может брать супервизии у более опытного специалиста.

Как организовано взаимодействие в команде? АВА-инструкторы и родители взаимодействуют с ребенком, работают над целями поведенческой программы на постоянной основе, собирают данные, записывают вопросы и пожелания, делают видеозаписи занятий; куратор разрабатывает программу, проводит регулярные консультации (кураторские встречи) с инструкторами (родители могут принимать участие в этих встречах, это может их сделать более эффективными), отвечает на вопросы, помогает сформулировать запрос, вносит в программу необходимые корректировки; супервизор консультирует куратора, помогает ему разобраться в сложных случаях, разрешить этические дилеммы.

Встречи с куратором могут происходить:
– в очной форме на занятии – куратор непосредственно присутствует на занятии, которое проводит инструктор,
– в онлайн режиме на занятии – куратор наблюдает за занятием по скайпу,
– в онлайн режиме в формате консультации, когда куратор смотрит заранее отснятые на занятиях видеоматериалы и обсуждает работу по программе с инструктором и родителями.

Для родителей работа с куратором – это возможность быть в курсе продвижения работы по целям программы, возможность вносить свой вклад, свои идеи в процесс развития ребенка, отслеживать качество работы, возможность получить ответы на вопросы, которые у них возникают.”

Комментирование отключено.