Что такое методика Новиковой-Иванцовой и для кого она подходит?

Комментирование отключено.

Сразу ответим на главный вопрос. Это методика развития речи для неговорящих детей. Почему мы знакомим вас с ней? Потому что она хорошо зарекомендовала себя в работе и имеет хорошие результаты после ее применения.

Полностью ее название звучит как методика формирования языковой системы или коротко МФЯС, направлена она на исправление задержек в речи детей, которые могут возникнуть при алалии, проявлениях заикания, интеллектуального развития, синдрома Дауна, раннем детском аутизме и других заболеваниях. Именно в работе с этими нарушениями методика Новиковой-Иванцовой наиболее эффективна.

Тамара Никифоровна — заслуженный учитель России, логопед с тридцатилетним стажем в области работы с системными речевыми патологиями у детей.

В ее методе содержатся рекомендации, имеющие ценность не только для профессиональных логопедов, но и для родителей.

Стоит обозначить общие принципы, которые на первый взгляд могут показаться слишком простыми. Но вся суть методики заключается в системности их выполнения.

Чтобы ребенок был готов заговорить, нужно: сформировать среду, благоприятную для развития речи и проводить обучающие занятия по практике говорения на регулярной основе. Стоит учитывать, что на развитие речевых навыков оказывает влияние состояние психики малыша. Способность говорить зависит от того, насколько развиты его мыслительные процессы, запоминание, концентрация и прочее. Проблемы разного уровня сложности могут решить врачи-специалисты, от логопеда до нейропсихолога.
Развитие речи также неразрывно связано и с физической нагрузкой, которую ежедневно испытывает ребенок. Двигательная активность обеспечивает улучшение кровообращения и насыщение мозга кислородом. Особенно полезно детям с речевой задержкой ходить в бассейн и заниматься гимнастикой.

Большую роль в развитии речевых способностей играет погружение ребенка в речевую среду. Чтобы сформировать вокруг малыша необходимые условия:

– общайтесь с ним на разные темы,
– используйте разные слова,
– меняйте интонации,
– говорите четко и ясно, проговаривайте свои действия,
– показывайте ребенку иллюстрации или объемные фигуры, комментируя их словесно.

Благотворное влияние оказывает прослушивание песен на родном языке в исполнении мамы или близких родственников. Это активизирует речевой механизм, налаживает систему ритма и такта, фонематического восприятия слов. Поэтому один из ключевых элементов МФЯС – музыка, которая так или иначе влияет на душевное состояние, может вызвать смену настроения и сопроводить ее речевым оформлением.

Этапы речевого развития по МФЯС.

Крик. Это рефлекторная реакция человека на влияние внешних раздражителей. Ребенок кричит, когда ему некомфортно, когда он испытывает боль, голод, жажду, любые неприятные ощущения.

Гуление. Это долгое и распевное извлечение гласных звуков. При этом часто оно может сопровождаться и воспроизведением согласных. Здесь ребенок уже улавливает интонацию родителей, пытается сопровождать ее своими звуками, он хочет управлять своим речевым аппаратом, чтобы донести мысль. Но аппарат к этому еще не готов, поскольку находится в переходном состоянии.

Лепетание. В возрасте пяти — девяти месяцев развитие речи ребенка переходит на новую стадию лепета. Это многократное повторение одного и того же слова или звукосочетания, слога, которые могут составлять элементарные слова. Например, «ма», «па», «дя», и других. Пока ребенок учится воспринимать на слух некоторые выражения, формируется глубина выдоха, которую малыш учится контролировать. В 10 месяцев некоторые дети могут уже составлять слова из одинаковых слогов – «мама», «дядя», «тятя» и т.д.

В один год дети имеют в своем багаже около 10 слов и больше. К полутора годам малышам уже доступны для произношения некоторые короткие фразы. Возможно, что на каком-либо из этапов у ребенка возникнет нарушение или задержка. Это влечет деформацию системы речи и затруднения, вызывающе беспокойства у близких. Чтобы восстановить последовательность в этапах, рекомендуется следовать методике Новиковой-Иванцовой и пройти поочередно все необходимые уровни крика, гуления и лепета. Затем появится возможность произносить звуки, слоги, слова и целые фразы.

Разработка Новиковой-Иванцовой не только помогает заговорить детям, она служит необходимым инструментом в руках логопедов, которые занимаются изучением нарушений в области структуры слов, темпа, тембра, ритмики, звукоизвлечения вообще. Ее пособие вобрало в себя собрание приемов, которые направлены на коррекцию речеслухового восприятия — в частности — и на устранение проблем речевого аппарата — в целом.

Методика Новиковой-Иванцовой используется многими логопедами мира. В ее основе заложен базис эффективного разрешения проблем, с которыми сталкивается большой процент детей. Если вовремя обратиться к грамотному методу, изучить необходимую литературу и согласовать разработанный комплекс со специалистом, который учтет индивидуальные особенности вашего ребенка, результат всегда будет положительным.

Если Вас заинтересовала данная методика, то на просторах интернета вы найдете большое количество открытых материалов по этой теме. Например, вот этот Речевой ребенок – YouTube

Проект “Территория речи” и занятия в “Школе для родителей” реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Комментирование отключено.