Что нужно ребенку, чтобы начать говорить?

Комментирование отключено.

Любой здоровый ребенок рано или поздно научится разговаривать. Но если ему самостоятельно пришлось осваивать речь, навык будет развиваться медленно. На протяжении первых двух лет родители должны помогать малышу, заниматься с ним при помощи специальных упражнений и игр.

Для того чтобы ребенок своевременно начал разговаривать, необходимо:

1 Обеспечить содержательное общение. Например, обсуждать недавнюю прогулку в парке или новую игрушку в коллекции.

2 Разговаривать с ребенком «по делу». Бессмысленная болтовня развитию вряд ли поможет. Лучше всего заводить темы о совместно проведенном времени, например, об увлекательной игре в куклы.

3 Вынуждать ребенка проговаривать название предмета, чтобы получить его. В противном случае он поймет, что просьбы выполняют, даже когда ему достаточно просто показать пальцем и промычать что-то невнятное. Для предотвращения развития такой привычки ожидайте произнесенного малышом названия.

4 Обеспечить доверительные отношения. Если ребенок не будет нуждаться в общении с родителями, то и говорить вряд ли научится. Следует соблюдать такую обстановку в семье, чтобы он сам стремился обсудить что-то с мамой или папой.

Но, малыш не может в один момент научиться разговаривать. Этот процесс происходит пошагово.

Рассмотрим этапы возникновения речи:

1 Узнавание конкретного предмета и желание его получить. Если ребенок увидел игрушку или лакомство, которое хочет взять, то старается всеми способами привлечь внимание взрослого звуками или истериками. Поначалу так и должно быть, но вскоре он поймет, что нужно напрямую попросить помощи.

2 Полноценные названия вещей. Если ваш малыш перешел от классических «улюлюканий» до полного произношения какого-либо предмета, это является одной из ступеней вызова речи. Чтобы развить данный навык, необходимо перестать реагировать на просьбы достать что-то по одним лишь жестам.

3 Осознание звуков. Когда ребенок, смотря на взрослого при разговоре, начинает следить за его губами, то он пытается разобраться в произношении букв и слов. Поэтому нужно четче проговаривать каждый звук при общении.

Обучение – это долгий и сложный процесс, который проходит легче, если навык прививается в игровой форме.

У всех детей развитие происходит по-разному. Одни обучаются быстрее, другие − дольше, а некоторые и вовсе не могут освоить и элементарных навыков. Но когда же стоит бить тревогу?

Следует обратиться за помощью, если ваш ребенок:

– до 1 года не реагирует на эмоции и мимику родственников;
– до 1,5 лет не понимает обращенную к нему речь;
– в 2 года не может произнести простейшие слова и не понимает элементарных просьб – подать предмет, присесть и т.д.;
– до 2 лет испытывает трудности с приемом пищи – давится или сложно пережевывает еду;
– в 3 года имеет ограниченный словарный запас – менее 20 слов;
– до 3 лет не может указать на предметы по их названиям;
– в 4 года неспособен составить фразовый конструктор, путается во временах;
– до 4 лет повторяет только услышанные по телевизору фразы, но не строит самостоятельные предложения.

Это основные признаки серьезных отклонений в развитии речи у детей. Если вы заметили хоть один из перечисленных симптомов, не затягивайте с посещением специалиста. Он проведет диагностику и назначит корректирующую терапию, которая сработает лучше, если применить как можно раньше.

Проект “Территория речи” и занятия в “Школе для родителей” реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Комментирование отключено.