Предречевая подготовка или что нужно, чтобы заговорить?

Комментирование отключено.

Темпы развития речи у детей разные: одни начинают говорить раньше, другие позднее. Это нередко служит поводом к расстройству у родителей. Скорость овладения словом зависит как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от внимания и участия взрослых, которые его окружают.

Ученые, исследующие деятельность головного мозга и психическое развитие ребенка, обнаружили очень интересную закономерность: чем лучше у малыша развита крупная и мелкая моторика, тем лучше развит и мозг.

Теперь совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности физического развития ребенка и заниматься им нужно с самого раннего возраста.

Давайте рассмотрим очень популярную пирамиду Вильямса и Шелебергера. Это наглядная схема процессов психологического созревания человека. Если всмотреться очень внимательно, то можно ответить на огромное количество вопросов, которые родители часто задают специалистам.

Основой и фундаментом в этой пирамиде является зрелость центральной нервной системы, а на самой вершине – развитие познавательных способностей. И прежде, чем добраться до вершины необходимо подняться по всем ступеням, не пропуская ни одну. Поэтому, не удивляйтесь, что, когда вы приходите к нам в центр невролог, психолог, логопед или нейропсихолог рекомендуют вам больше посещать занятия по физической культуре и развитию моторики. Для того, чтобы появилась речь, необходимо последовательно освоить все предречевые навыки, уделяя внимание каждому «этажу» центральной нервной системы.

Эта пирамида является прекрасным наглядным примером для всех родителей, чтобы понять важность и необходимость занятий сенсорной интеграцией, адаптивной физической культурой и другими видами физической активности (плавание, гимнастика, скалолазание, ОФП и т.д.)

Как правильно? Сверху-вниз или снизу-вверх? Традиционно пирамиду рассматривают сверху-вниз. Например, у ребенка отсутствует речь. Речь, мышление, внимание, память — это высшие психические функции, находящиеся не в основе пирамиды, а высоко на ней. Если посмотреть на пирамиду, то это уровень согласованности. Под этим уровнем много этажей, каждый этаж формируется на фундаменте предыдущего. В обычном подходе ребенка ведут к логопеду и усиленно начинают запускать речь, а она никак не запускается. Родители водят своих детей годами и не видят результата, и упускают драгоценное время. А надо всего лишь изменить подход, определить дефициты в фундаменте, спуститься на этот уровень и начинать подниматься заново. И не важно сколько ребенку лет. Даже если ему уже 8, а фундамент плохо сформировался в младенческом возрасте мы обязательно спустимся именно туда и начнем выстраивать все по кирпичикам. Только тогда, когда у ребенка правильно функционируют сенсорные системы, когда развиты координационные способности и физические качества и навыки, только тогда он сможет контролировать свои эмоции и поведение, свое тело, сможет воспринимать информацию на слух и коммуницировать. И тогда мы будем говорить про речь. И поверьте, так гораздо быстрее.

Проект “Территория речи” и занятия в “Школе для родителей” реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Комментирование отключено.