Почему мы используем метод Томатис?

Комментирование отключено.

 Метод Томатис –это нейросенсорная слуховая стимуляция или система тренировки, созданная и разработанная французским врачом Альфредом Томатисом. А также это метод переобучения слуха для восстановления качественного слушания.

Что такое слушание? И почему это важно?

Слушание – это внимательный слух, это способность выделять нужную информацию из массы услышанного. Слух – это пассивный процесс, который происходит рефлекторно, а слушание — это активный процесс с непосредственным участием аналитических зон мозга. Многие дети с совершенно нормальным слухом очень плохо воспринимают и усваивают то, что слышат. Им много раз приходится повторять одно и то же, они производят впечатление невнимательных. В условиях шума (например, в школе или в детском саду) эти трудности усугубляются. Неумение перерабатывать и анализировать услышанную информацию приводит к проблемам в учебе, тормозит развитие социальных навыков. Что уж говорить про детей с ОВЗ. У таких детей очень часто наблюдаются искажения в системе, обрабатывающей информацию и поступающую из окружающей среды. При общении с такими детьми складывается ощущение, что они тебя не слышат и не воспринимают информацию. А все это из-за высокой чувствительности, чаще всего к вибрациям в том числе, а не к звукам.

Ученые доказали, что человек слышит не только ушами, но и телом. Так как костная проводимость звуковых сигналов намного быстрее, чем слуховая, дети с аутоподобным поведением очень чувствительны к самым маленьким внешним раздражителям. У таких детей очень часто отсутствует механизм избирательности сенсорной информации, в результате чего нервная система выстраивает своеобразную защиту от избытка информации в виде полного невосприятия окружающей среды. Результатом таких нарушений являются различные виды нежелательного поведения, нарушения коммуникации, различные расстройства речи.

Что из себя представляет методика Томатис?

Существует воздушная и костная проводимость звука. Воздушная проводимость – звук, исходящий из воздушного канала, достигает барабанной перепонки, прежде чем достигает внутреннего уха и передаётся в мозг. Костная проводимость – звук передаётся непосредственно во внутреннее ухо, не проходя через барабанную перепонку. Передача по костям, естественно, в 10 раз быстрее, чем по воздушному каналу.

При использовании методики сначала сигнал подается на костную и с некоторыми долями секунд задержек дублируется на воздушную проводимость. Таким образом, происходит «игра» между костной и воздушной проводимостью. Кроме этого, звук подается с фильтрацией частот (низкие, средние и высокие). Считается, что низкие частоты коррелируют с моторным развитием (телесным), средние – с речевым развитием и высокие частоты связаны с эмоциями человека.

В качестве звуков используется музыка Моцарта, вальсы и григорианский хорал, а также записанный голос матери. Музыка Моцарта используется из-за того, что в ней очень широкий спектр частот. Голос матери используется из-за того, что ребенок, еще, будучи в утробе слышал этот голос. Таким образом, при прослушивании голоса матери во время «Томатиса», ребенок возвращается в тот сенсорный опыт, который он получал внутриутробно.

Таким образом, с помощью терапии звуком решаются такие задачи:

– Развитие слухового внимания и концентрации;
– Улучшение понимания обращенной речи;
– Снижение острой сенсорной чувствительности к звукам;
– Тренировка вестибулярного аппарата;
– Развитие диапазона и чистоты речи;
– Улучшение коммуникации;
– Снижение нежелательного поведения;
– Улучшение двигательных навыков;
– Повышение эмоциональности;
– Проработка детско-родительских отношений и т.д.

Очень часто родители боятся делать эту методику из-за перевозбуждения ребенка и появления нежелательного поведения (страх, упрямство, повышение эмоциональности и т.д.)  Но, не стоит пугаться, ведь такое поведение наоборот может свидетельствовать о признаках в развитии. Например, ребенок, который ничего не боялся, может начать бояться темноты, а ребенок, который не проявлял эмоций вдруг станет излишне эмоциональным.  Это тоже признак развития, который просто не очень удобный для родителей. Поэтому, необходимо понимать, что не все отрицательные проявления однозначно отрицательные.

 Как избежать этого?

Первое – постоянно быть на связи с сертифицированным в данной методике специалистом, который может изменить и подкорректировать программу для лучшего результата у ребенка.

Второе – у специалиста всегда должна быть постоянная обратная связь с педагогами, работающими в этот промежуток времени с ребенком.

Третье – программа должна быть написана строго индивидуально для каждого ребенка и лучше врачом-неврологом, специально обученным в данной методике.

При выполнении всех трех условий успех у вашего ребенка гарантирован.

Проект “Территория речи” и занятия в “Школе для родителей” реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Комментирование отключено.