Когда ребенку рано идти в школу?

Комментирование отключено.

Школа – это важное событие и серьезный стресс в период адаптации, поэтому родителям стоит подойти крайне ответственно и внимательно к этому вопросу. Часто логика принятия решения о том, в каком возрасте отдавать ребёнка в школу, основывается на ложных выводах родителей. Все дети разные, у каждого по-своему проходят процессы психологического и физиологического созревания. Конечно, есть ключевые моменты развития, которые привязаны к определённому возрасту (когда малыш начинает ходить, когда произносит первые слова и т.д.). Но готовность к школе определяется целым комплексом критериев, тут необходим индивидуальный подход.

Интеллектуальное развитие не всегда совпадает с эмоциональным и психологическим. Ребёнок может читать, писать и считать, но при этом не быть готовым выдерживать школьный режим, успешно коммуницировать с одноклассниками, пережить разлуку с домом и близкими и т.д. Для определения готовности к школе недостаточно проверки только знаний. У каждого ребёнка свой темп роста. Для успешной адаптации в школе гораздо важнее эмоциональная зрелость и развитые коммуникационные навыки, чем рост или вес.

Что действительно важно для определения готовности к школе? Обратимся вновь к пирамиде Вильямса и Шелебергера. Это наглядная схема процессов психологического созревания человека. Основой, фундаментом, является зрелость центральной нервной системы, а на самой вершине – развитие познавательных способностей. Для того чтобы ребенок был готов к школьному образованию, необходимо последовательно освоить все навыки и уделить внимание каждому “этажу” центральной нервной системы.

Но, самое главное, что нужно отметить. Ребенку точно рано идти в школу, если:
– ребёнок ориентирован на взрослых и плохо выстраивает контакты со сверстниками, ему сложно взаимодействовать с детьми. В классе с ним будут учиться совершенно разные по темпераменту и воспитанию дети, с которыми придётся взаимодействовать.
– повышенная тревожность, ребёнок крайне возбудим и очень тяжело успокаивается. Стрессоустойчивость, умение адаптироваться — важные качества, которые крайне необходимы в школе.
– клинический диагноз “гиперактивность” — для таких детей рекомендуется пойти в школу позже, чтобы научиться управлять своим поведением.

Но, обычно любой родитель воспринимает своего ребёнка не объективно, а через призму своих чувств и представлений. Ведь свой ребёнок – самый умный, самый замечательный и самый талантливый. Дети чувствуют настроение своих родителей и бессознательно стремятся ему соответствовать.

И здесь поможет профессиональный психолог, который увидит картину со стороны, более объективно. В каких же случаях обязательно надо обращаться к специалисту для определения готовности к школе:
– ребёнок родился недоношенным или с поражением ЦНС;
– ребёнок отставал в психологическом или физиологическом развитии в каком-то возрасте;
– ребёнок плохо вступает в игровое взаимодействие;
– у ребёнка проблемы со сном;
– ребёнок неправильно произносит целый ряд звуков.

В любом случае, выбор идти или не идти в школу всегда остается за родителями, ведь они как никто другой знают своего ребенка и его особенности и желают ему всего самого лучшего.

Проект “Территория речи” и занятия в “Школе для родителей” реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Комментирование отключено.