Как определить, требуется ли вашему ребенку запуск речи?

Комментирование отключено.

Речь — сегодня это огромная проблема современности.

Стоит напомнить, что речь бывает внутренняя и внешняя.  Внешняя в свою очередь делиться на устную и письменную, а устная на диалогическую и монологическую. Еще речь делят на экспрессивную (устная и письменная речь) и импрессивную (восприятие устной речи, чтение и воспроизведение прочитанного)

Немного нейропсихологии…

Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения ребенком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто чаще работает левой рукой.

При наличии патологических процессов или травм рассматриваемого мозгового центра дети физически не могут членораздельно выражать свои мысли, воспроизводить их на бумаге, при этом отчетливо понимают задачу и воспринимаемую на слух информацию. Противоположностью экспрессивной речи является импрессивная, или сенсорная. Ее суть заключается в четком осознании мозговыми центрами информации, воспринимаемой человеком с помощью органов слуха или зрения.

За осуществление указанной функции ответственна зона Вернике. Если ребенок в результате полученной травмы или из-за генетического отклонения имеет дисфункции этой области коры головного мозга (располагается в области левого виска), он не может воспринимать слова, так как не понимает их смысл и даже не идентифицирует эмоциональный окрас, при этом его органы слуха функционируют в штатном режиме.

И что это значит? А значит, что при запуске и развитии речи, в первую очередь, нужно заниматься не работой артикуляционного аппарата, не с инструкцией «скажи» или «повтори» а с теми отделами головного мозга, которые отвечают за эти функции. О методах и формах работы над этой задачей мы расскажем немного позже, а сейчас вернемся к нашему основному вопросу: «Как определить требуется ли вашему ребенку запуск речи?».

Решая, необходим ли ребенку запуск речи, нужно ориентироваться не только на нормы речевого развития, но и на то, как он взаимодействует с близкими и ровесниками, понимает ли обращенные к нему вопросы и как реагирует на различные звуки. Важно как можно раньше заметить отклонения в речевом развитии ребенка, чтобы минимизировать проблемы с речью в будущем.

С большой долей вероятности ребенку потребуется запуск речи, если он:

–  в 2 месяца редко издает звуки и не кричит,
–  в 6 месяцев не обращает внимания на звуки, не повторяет их и не улыбается,
–  в 7–8 месяцев не реагирует на голоса близких,
–  в 10 месяцев не лепечет,
–  в 2 года не понимает обращенные к нему вопросы, не говорит, или в его словарном запасе всего 10–20 слов,
–  в 3 года почти не разговаривает, использует около 50 слов, а его речь трудно разобрать.

И самое главное. НЕ НАДО ЖДАТЬ ТРЕХ ЛЕТ!!! Пока вы ждете, ваш ребенок с отставанием проходит все этапы предречевой подготовки, а значит наличие его речи отдаляется с каждым днем.  Время здесь очень важно, оно работает либо на вас, либо против.

Что делать?

Ищите хорошего врача-невролога и он обязательно подскажет вектор ваших дальнейших действий. Идите в центры, где работают с комплексным подходом, ведь проблема речи — это не только логопед.

Проект “Территория речи” и занятия в “Школе для родителей” реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Комментирование отключено.