Зачем ребенку адаптивная физическая культура?

Комментирование отключено.

Адаптивная физическая культура (АФК) — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Да, да, совершенно, верно, вы не ослышались, АФК развивает речь.

Если у ребенка есть неврологическое заболевание – это уже значит, что какие-то структуры мозга испытывают дефицит развития, который необходимо восполнять. Хорошее речевое и интеллектуальное развитие обеспечивается нам не размером мозга, а количеством нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением. Именно с помощью движения мы создаем новую нейронную связь. Когда мы получаем сенсорный стимул и в ответ начинаем движение, происходит образование новой нервной связи. Без движения это просто невозможно. Поэтому движение – это не только жизнь, но и речь, и интеллект. Нет движения – нет получения опыта и новых знаний, вместе с тем нет и новых нейронов.

Любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно, если это будут координированные движения, непосредственно направленные на развитие необходимых психомоторных функций.

Адаптивная физическая культура играет немаловажную роль в комплексном развитии детей с ОВЗ и включена во все международные стандарты лечения и развития таких детей. Чему способствует АФК?

– укреплению здоровья,
– развитию речи и интеллекта,
– улучшению психологического состояния,
– развитию когнитивных функций,
– формированию правильных двигательных стереотипов,
– выстраиванию пространственно-временных отношений со средой,
– улучшению чувствования своего тела,
– снятию телесных напряжений,
– развитию невербальных компонентов общения,
– расширению двигательных способностей,

А также положительно влияет на работу дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем.  Благодаря АФК идет развитие подкорковых структур, межполушарных связей, связей между корой и подкорковыми структурами.

Что должны включась в себя занятия АФК что бы запустить речь или улучшить ее качество?

– дыхательные упражнения, которые насыщают мозг кислородом;

– растяжки, а именно работа с мышечными дистониями и гипертонусом. Напряженные мышцы при гипертонусе, например, сообщают мозгу о том, что организм находится в стрессе и к обучению не готов. Как только мышцы во время растяжки расслабились – наш мозг готов к обучению и лимбическая система воспринимает их как приключенческий и познавательный опыт и сигналы беспрепятственно поднимаются к коре мозга.  Тот же эффект происходит при расслабляющем массаже;

– упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы обеих полушарий, для развития аналитической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации;

– упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядом в головном мозге. Вот почему развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи у детей. Упражнения на зрительно-моторную координацию развивают глазодвигательные функции у детей, совершенствуют точность движений, моторную ловкость, расширяют зрительное поле, делают взгляд живым, позволяют тренировать быстрый приём информации через зрительный анализатор, подготавливают руку к письму, корректируют почерк;

– упражнения на развитие ловкости и координации движений;

– упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: на занятиях, выполняя различные упражнения, улучшаются функции сенсорной интеграции, ребенок лучше чувствует свое тело, точнее пользуется им, тем самым развивается плавность движений, ловкость, большая часть энергии мозга направляется на интеллектуальную деятельность, сенсорные стимулы начинают восприниматься адекватно;

Таким образом АФК способствует улучшению психического и физического развития детей. Это важный предмет, обучающий ребенка уважать свое тело. Полноценное развитие детей дошкольного и школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо.

Проект “Территория речи” и занятия в “Школе для родителей” реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Комментирование отключено.