Гиперопека или проявление любви и заботы?

Комментирование отключено.

Сейчас пришло время поговорить о гиперопеке.

Очень часто родители не понимают разницы между гиперопекой и проявлением заботы и любви. Как отличить, чтобы помочь своему ребенку становиться самостоятельным и развиваться. Да, да, гиперопека очень сильно мешает ребенку становиться самостоятельным и, если честно, просто тормозит его развитие.

Гиперопека – это когда нормальная забота о ребенке превращается в чрезмерное волнение и постоянную боязнь за его судьбу.

Гиперопека выражается стремлением родителей:

– окружать ребенка повышенным вниманием;
– во всем защищать, даже если в этом и нет реальной необходимости;
– сопровождать каждый его шаг;
– предохранять от опасностей, которых нет;
– беспокоиться по любому поводу и без повода;
– удерживать детей около себя, “привязывать” к своему настроению и чувствам;
– обязывать поступать определенным способом.

Как правило, гиперопека, как неестественный, повышенный уровень заботы, нужна прежде всего не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко — патологическую потребность в привязанности и любви.

И не думайте, что это относится только к родителям с обычными детьми. У родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, гиперопека проявляется на критических уровнях. При этом специалисты выделяют два вида гиперопеки: снисходительную и доминирующую.

Снисходительная гиперопека. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится максимально удовлетворить его потребности, охраняя от любых трудностей, не показывает негативные стороны жизни. Взрослые берут на себя все повседневные заботы, не задумываясь о подготовке сына или дочки к реальной жизни за границами родительского дома.
Детям все позволяется, все прощается, они не знают никаких ограничений. Чаще всего таким детям крайне сложно налаживать контакт с социумом, они тяжело адаптируются в детских садах и школах. Им сложно выполнять требования воспитателя или учителя и тяжело учиться.

Доминирующая гиперопека. Родители отдают ребенку много сил и внимания, но при этом практически лишают его самостоятельности, вводя всякие запреты и ограничения. Обычно такой стиль воспитания свойственен авторитарным родителям.

В любом случае, семья — это многослойное социальное образование, отдельная ячейка. В каждой семье свои особенности и своя структура. Одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения. Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. И это большой путь роста и развития ребенка, который ему так необходим. Особенно, если он особенный. Обычно к ним в семьях предъявляются, как правило, заниженные требования, ограничения и запросы. Проявляется гиперопека на максимальных уровнях. Ребенок обычно ограничен в собственной активности. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности, что влечет за собой трудности общения, установления межличностных связей и коммуникации в целом.

Что же делать?

Чтобы родительская любовь стала силой, формирующей, а не разрушающей, характер и психическое состояние ребенка, родители особенных детей должны обладать следующими ключевыми чертами:

– иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
– строить свои отношения к ребенку на ожидании успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
– четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
– развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь до минимума.

Развитие ребенка с ОВЗ в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. А значит нам нужны полноценная, счастливая, здоровая семья.  А значит мы говорим НЕТ гиперопеке. Переводим фокус на себя, переходим на позитивные рельсы, снимаем чрезмерный контроль, запасаемся терпением и…

ПОЗВОЛЯЕМ РЕБЕНКУ БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, ПРОБОВАТЬ, ОШИБАТЬСЯ, НАРАБАТЫВАТЬ ОПЫТ, ПРОЯВЛЯТЬ СЕБЯ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ, ЧУВСТВОВАТЬ РАЗНЫЙ СПЕКТР ЭМОЦИЙ И НАСЛАЖДАТЬСЯ ЖИЗНЬЮ!!!

И даже если вы скажите, что это невозможно и начнете перечислять огромное количество доводов и причин — истины это не изменит. И чем раньше вы это поймете, тем быстрее увидите, как прекрасно может развиваться и расти ваш ребенок, даже если он особенный.

Проект “Территория речи” и занятия в “Школе для родителей” реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Комментирование отключено.